Актуальность проблемы. Известно, что в настоящее время в Украине и СНГ существует высокая аварийность применяемых на практике люков и дождеприемников.
Главной причиной этого явления то, что при производстве люков и дождеприемников в Украине и СНГ применяются в основном технологии и модели ГОСТ 3634–89, однако технологии и модели 1989 года больше не в состоянии обеспечивать существенно возросшие нагрузки на люки и дождеприемники.
Косметический ремонт моделей не дает практического результата, поэтому необходимо полностью изменить как модели, так и технологию производства. В частности, очевидно, что необходимо отказаться от серого чугуна как конструктивного материала. Ввозимые из-за рубежа люки и дождеприемники или стоят очень дорого или при невысокой цене отличаются лишь привлекательным внешним видом, но являются совершенно непригодными для применения в Украине, так как являются еще более аварийными, чем наши «морально устаревшие люки и дождеприемники». На Западе совершенно другие СНИПы и места установки. Именно поэтому часто поставляются люки с опорной поверхностью менее 800 мм тогда как для наших колодцев этот предел должен быть не менее 830-870.
Таким образом, разработка новых моделей люков и дождеприемников и технологий их производства является актуальной необходимостью.
Главными реальными рисками, провоцирующими аварии при применении люков и дождеприемников на дорогах Украины являются:
1. Риск разрушения люка или дождеприемника при наезде на них автотранспорта.
2. Риск выбивания крышки (решетки) из корпуса проезжающим автотранспортом.
3. Риск хищения крышки.
4. Риск выбивания корпуса из покрытия или провал корпуса в колодец.
5. Риск стука крышки о корпус при наезде автотранспорта.
Главные свойства люков